Туризм – одна из ведущих, наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. Это важнейший показатель роста национального богатства и улучшения жизни населения, высокоэффективная отрасль современной экономики, огромный рынок трудовых ресурсов и фактор обеспеченности занятости. В экономически развитых странах индустрия туризма объединяет многие родственные отрасли экономики, занятые обслуживанием путешествующих и отдыхающих через специализированные предприятия: отели, рестораны, туристские агентства, культурно-развлекательные и музейные комплексы и т.д. Эта крупнейшая индустрия мира, обеспечивающая рабочие места миллионам людей.

В нашей стране индустрия отдыха и развлечений также постепенно превращается в самостоятельную отрасль экономики, что требует подготовки соответствующих специалистов на современном уровне. Мировые тенденции развития этой отрасли свидетельствуют о необходимости подготовки профессионалов с новым типом мышления и поведения, причем в нашем регионе эта потребность актуализируется в связи с практической реализацией программ развития туризма «Русский Север», «Великий Устюг - родина Деда Мороза» и т.п.

Специалист, работающий в данной сфере, должен обладать знаниями в области организации производства, технологии создания и сбыта турпродукта, экономики, права, психологии, управления. Он должен знать туристский рынок, денежное обращение, культуру и религию народов мира, рекреационные ресурсы и экологию местности, историко-культурное наследие своего региона, иностранные языки, информатику, системы бронирования и др. Профессиональное туристское образование должно быть приспособлено к условиям рыночной экономики.

В процессе обучения в вузе студенты получают фундаментальную подготовку по дисциплинам социально-гуманитарного, экономического и естественнонаучного циклов, что обеспечивает их общекультурную компетентность: история, экономика, правоведение, культурология, культурное наследие региона, информатика, география, инновационные технологии в туризме и др. В цикле профессиональных дисциплин особое внимание уделяется изучению иностранных языков (2 языка), сервисологии, туристско-рекреационному проектированию, менеджменту и маркетингу в туризме, информационным технологиям, экономике и предпринимательству в туризме. Изучаются также технология организации въездного и выездного туризма, туристские формальности, бизнес-планирование в туризме, связи с общественностью (паблик рилейшнз), реклама в туризме, основы гостеприимства, экскурсоведение, организация культурно-досуговой деятельности в туризме и др. В период учебы студенты проходят учебную, производственную и преддипломную практику в организациях и учреждениях, оказывающих различные социально-культурные услуги населению в сфере туристского бизнеса, что позволит им приобрести навыки и умения, необходимые для занятий такими видами профессиональной деятельности в области туризма, как проектная; производственно-технологическая; организационно-управленческая; сервисная; научно-исследовательская. Подготовку студентов по данной специальности осуществляет кафедра социально-культурного сервиса и туризма гуманитарного факультета ВоГУ. Бакалавры туризма могут работать в органах государственного и муниципального управления, занимающихся организацией туристской деятельности, на предприятиях гостиничного сервиса, в учреждениях культуры, в туристских и рекламных агентствах, в научно-исследовательских организациях.

Л.Ф. Гостева, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма